ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОН-ЛАЙН

Регистрация     Восстановление пароля
Тема 14. Международная миграция трудовых ресурсов Тема 14. Международная миграция трудовых ресурсов

Карта международной миграции в 2005 годуТема 14. Международная миграция трудовых ресурсов

14.1. Понятие международной трудовой миграции. Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны
14.2. Мировой рынок рабочей силы, тенденции развития, механизм регулирования
14.3. Проблема «утечки умов»

(на рисунке: Карта международной миграции в 2005 году  Источник: Atelier de cartographier. http://cartographie.sciences-po.fr/cartotheque/03web_migrants_BAT.jpg) 

 

Вспомогательные материалы Вспомогательные материалы

Тенденции международной миграции 2012

по данным International Migration Outlook 2012

Замедление миграционных потоков по направлению к странам ОЭСР, вызванное глобальным экономическим кризисом, кажется, подошло к концу. 2010 год стал третьим подряд годом снижения миграционного притока в страны ОЭСР, но в 2011 г. этот приток возобновил свой рост в большинстве стран. Временная трудовая миграция продолжала падать, правда, ее падение замедлилось, а количество людей, приезжающих в ОЭСР на учебу продолжало расти.


В условиях пока хрупкого восстановления экономики и настороженного отношения общественного мнения к миграционным вопросам на фоне сохраняющейся высокой безработицы многие правительства ввели дополнительные ограничительные меры в свою политику в области миграции. Безработные молодые мигранты также вызывают особую обеспокоенность, требующую целенаправленных политических мер со стороны правительств.


В будущем, старение населения в зоне ОЭСР наверняка существенным образом отразится на тенденциях миграции, и это отражение может принять самые неожиданные формы.
В то же время, на данный момент не понятно, как долго будет продолжаться рост высоко квалифицированной миграции из Азии, поскольку спрос на высоко квалифицированную рабочую силу растет в быстро развивающихся экономиках этого региона.


В данном выпуске Международных тенденций миграции рассматриваются миграционные тренды и миграционная политика, а также тенденции занятости среди мигрантов. Особые главы посвящены тому, как влияют на мигрантов изменения в образовательной подготовке и роде деятельности, и тому, как изменяется роль Азии в международной миграции.

Миграционные потоки по направлению к ОЭСР

 Общий приток долговременной миграции в 23 страны ОЭСР и Российскую Федерацию снизился в 2010 г., что ознаменовало третий подряд год снижения. Однако, снижение было, в общем, небольшим (-3% по сравнению с 2009 г.) и количество мигрантов – более 4,1 миллиона – было выше, чем в любой год, предшествовавший 2005-му и имевший стандартизированную статистику. Предварительные подсчеты показывают, что иммиграция вновь начала расти в 2011 г. в большинстве Европейских стран ОЭСР, за исключением Италии, а также в Австралии и Новой Зеландии; в Канаде отмечалось существенное снижение после рекордно высоких цифр в 2010 г.

По-прежнему ограниченные доказательства роста эмиграции из Южной Европы, Ирландии

В ОЭСР 2011 год отличался ухудшением экономических условий в ряде стран Еврозоны, в частности в Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании, что привело к определенным спекулятивным рассуждениям о росте эмиграции. Имеющиеся на сегодняшний день доказательства, показывают, что эмиграция из этих стран на самом деле увеличилась, но не на много. Отток граждан данных стран также был довольно небольшим, за исключением Ирландии, где языковой барьер не представляет собой большой проблемы для эмигрантов.

Миграция свободного движения и трудовая миграция снижаются…

В 2010 г. миграция свободного движения, существенно снизившаяся после 2007 г., составляла 20% всех потоков долговременной миграции. В связи с падением спроса работодателей трудовая миграция также снизилась и составляла только 21% от общей. Повсеместно семейная миграция была основной категорией прибывающих в 2010 г., составляя 36% потоков (45% если включать семьи, сопровождающие работников). Гуманитарная миграция составляла только 6% миграции в ЕС и 13% в США.

… но временная трудовая миграция остается довольно весомой

Миграция временных работников склонна быстро и интенсивно реагировать на изменения экономических условий. На деле она резко сократилась в 2008 г. и 2009 г., а в 2010 г. отмечалось лишь небольшое ее снижение на 4%. Объем потоков миграции временных работников составляет сейчас примерно 1,9 млн, что намного больше, чем 1,4 млн долговременной миграции для занятости, согласно оценкам.

 Число иностранных студентов продолжает расти …

Контрастируя как с долговременной миграцией, так и со временной трудовой миграцией, число иностранных студентов продолжало расти в 2009 г., увеличившись на 6% и достигнув более 2,6 млн в странах ОЭСР и Российской Федерации. Австралия потеснила Францию на третьем месте стран назначения после США и Великобритании. Иностранные студенты составляют, в среднем, более 6% всех студентов в странах ОЭСР. Доля Китая и Индии между этими двумя странами соответствует аж 25% иностранных студентов, являющихся важным источником будущей трудовой миграции.

а число соискателей убежища остается стабильным

В 2010 г. в страны ОЭСР приехало немного меньше соискателей убежища, чем в 2009 г., что гораздо меньше, чем в начале этого нового тысячелетия. Таким образом, экономический кризис не привел к существенному увеличению числа соискателей убежища. Франция оставалась страной, принявшей больше всего соискателей убежища в 2010 г., затем шли США и Германия. Ведущей страной происхождения в 2010 г. была Сербия, затем шли Афганистан и Китай. В 2011 г. преобладала обратная тенденция - число просьб о предоставлении убежища выросло более чем на 20%, в частности в связи с “Арабской весной” и ростом заявок уроженцев Афганистана.

Доля Китая составляет почти 10% всех миграционных потоков

В 2010 г. Китай вновь занял первое место среди стран происхождения миграционных потоков, направленных в ОЭСР, так как практически каждый десятый мигрант являлся гражданином Китая. Затем шли Румыния, Индия и Польша – доля каждой из этих стран составляла примерно 5% от общего объема.

Мигранты больше других пострадали от сокращения рабочих мест в связи с кризисом

Экономический спад сильно и практически немедленно ударил по иммигрантам в большинстве стран ОЭСР. Имеющиеся доказательства показывают, что общее влияние экономического кризиса на безработицу было более ярко выраженным для мигрантов, чем для коренных жителей. В целом по ОЭСР, процент безработицы среди уроженцев других стран вырос на четыре процентных пункта в период с 2008 г. по 2011 г. по сравнению с 2,5 пунктами в рядах тех, кто родился в данной стране. Еще больше беспокоит рост длительной безработицы среди иммигрантов. В большинстве стран доля мигрантов в общем увеличении длительной безработицы составляет от 14% до 30%, что зачастую гораздо больше, чем их доля в общей занятости.

Кризис повлиял на различные группы мигрантов по-разному. В большинстве стран его влияние на женщин-мигранток было меньшим, чем на мужчин-мигрантов – в ряде стран больше женщин-мигранток стали работать, чтобы скомпенсировать потерю дохода, понесенную мужчинами-мигрантами. В плане квалификации, низко квалифицированные работники, родившиеся за рубежом, пострадали больше, чем средне и высоко квалифицированные. Это связано не только с различиями в распределении занятости по отраслям, но и с тем, какого рода рабочие места они занимают (часто временно) и с их низким положением в ранге, что подразумевает низкие затраты на их увольнение для работодателя.

Молодые мигранты особо уязвимы …

Между 2008 г. и 2011 г. увеличение доли молодежи вне системы образования, занятости или обучения (NEET) - индикатор, отражающий “безработицу” молодежи - было особенно высоким среди мигрантов. Это больше всего касалось Греции, Испании, Швеции, Ирландии и Италии. Кроме того, в большинстве стран процент временной занятости больше вырос среди молодых работников, родившихся за рубежом, чем среди их коллег - коренных жителей страны или взрослых, родившихся за рубежом (в возрасте 25-54 лет). Сходным образом в целом ряде стран доля неполной занятости в общем объеме занятости больше выросла среди молодых мигрантов, чем среди коренной молодежи.

что требует адекватных и незамедлительных ответных политических мер

И в период кризиса и во время восстановления экономики важно принимать специальные политические меры, помогающие молодежи найти и сохранить работу, еще большую важность это имеет для низко квалифицированных молодых мигрантов, страдающих от целого ряда неблагоприятных условий (низкий уровень квалификации, слабое владение языком, ограниченный доступ к сетям), подверженных большему риску безработицы в будущем, у которых, к тому же, более велика вероятность уменьшения общего дохода на протяжении жизни (так называемый эффект “рубцевания”).

Правительства пересматривают миграционную политику

Некоторые страны ужесточили свою иммиграционную политику в 2010-2011 г.г. в ответ на изменение экономических условий и на увеличение общественной настороженности по отношению к вопросам миграции. Новые правительства сделали более строгим контроль за процессом иммиграции и ограничили возможности долгосрочной иммиграции для мигрантов с плохими перспективами трудоустройства. В более широком плане многие правительства провели переоценку нехватающих в их стране видов квалификации и временных программ трудоустройства и ужесточили наблюдение за работодателями. Системы допуска, основанные на баллах, стали больше руководствоваться спросом, при этом каналы, приводимые в действие предложением, стали иметь больше ограничений.

включая политические меры, направленные на интеграцию

Интеграция продолжает оставаться главным приоритетом иммиграционной политики стран ОЭСР. Страны приняли целый ряд инициатив, связанных с интеграцией, от принятия комплексной национальной стратегии до настройки и доработки существующих планов действий и интеграционных программ. Уделяемое внимание также колеблется между уже обосновавшимися и новоприбывшими мигрантами. Общей тенденцией этих политических мер является то, что приоритет отдается интеграции в трудовые отношения и укреплению образовательных аспектов интеграции, включая обучение языку.

Влияние старения населения на миграцию

Старение населения и роль миграции в ответ на этот вызов не сводятся к вопросу о том, сколько новых работников нужно, чтобы заменить тех, кто выходит на пенсию. Если посмотреть на вклад миграции в изменения в рабочей силе – вместо изменений в рядах населения трудоспособного возраста – с точки зрения уровня образования и профессиональной занятости, то станет понятно, что рынок труда меняется слишком быстро для того, чтобы один лишь демографический дисбаланс мог служить надежным индикатором будущих профессиональных потребностей.

Уровень образования новичков, вливающихся в ряды рабочей силы, был гораздо выше, чем тех, кто выходил на пенсию в период 2000-2010 г.г.. Уровень образования новых иммигрантов был где-то между уровнем новичков и уровнем пенсионеров с пропорционально бόльшим числом работников с высоким уровнем образования в рядах новых иммигратнов, чем в рядах пенсионеров. Новички, однако, играют более значительную роль в поддержании масштабов рабочей силы, чем в повышении ее квалификации в большинстве стран.

Встает также вопрос о том, какой род профессиональной деятельности будет доступен в будущем и какая квалификация понадобится по сравнению с рабочими местами и квалификационными параметрами прошлого. В ходе последних десяти лет доля новых иммигрантов в числе новой рабочей силы составляла 15% в активно растущих направлениях профессиональной деятельности в Европе и 22% в США. Это показывает, что они играют существенную роль в самых динамичных частях экономики, даже в условиях, когда основная миграция происходит не под действием спроса. Однако, более высокое число иммигрантов поступало в профессиональные направления, переживающие самый большой упадок, – 24% в Европе и 28% в США. В некоторых странах эта цифра гораздо выше для низко квалифицированных работ, что приводит к угрозе создания сегментированного рынка труда.

Растут объемы миграции из Азии в страны ОЭСР…

В середине 2000-х годов доля мигрантов из Азии в странах ОЭСР составляла 17% в общем объеме мигрантов старше 15 лет, а в 2010 г. 30% притока мигрантов поступило из этого региона. Более того, Азия, особенно Индия и Китай, поставляет большую долю квалифицированных мигрантов в страны ОЭСР. В краткосрочной перспективе велика вероятность того, что Азия останется ключевым регионом-источником высоко квалифицированных работников. В более долгосрочной перспективе, однако, по мере своего развития этот регион будет производить больше квалифицированных работников и способствовать созданию таких условий, чтобы они не уезжали, а также привлекать квалифицированных работников из других частей света.

и будущие вызовы для систем трудовой миграции в Азии

Управлять менее квалифицированной миграцией из Азии трудно из-за существенного избытка рабочей силы и ограниченных возможностей трудоустройства, что часто приводит к взиманию ренты и повышению стоимости миграции для тех, чей уровень образования ниже, вплоть до существенной доли тех доходов, которые они намереваются получить за рубежом. Некоторые схемы, такие как Корейская схема разрешения на работу (EPS), успешно справляются с такими трудностями. В то же время страны происхождения внимательно следят за примером Филиппин как модели того, как интегрировать избыток рабочей силы в глобальный рынок труда – в различных отраслях, в разных точках назначения и на разных уровнях квалификации – защищая при этом права этих работников. Поскольку рост спроса на низко квалифицированную миграцию по-прежнему не велик в странах назначения, входящих в Совет по сотрудничеству Персидского залива и в ОЭСР, а также внутри Азии, то возможности для существенного увеличения предложения такой категории мигрантов представляются весьма ограниченными.

В будущем азиатские страны также столкнутся с рядом вызовов, в частности по управлению растущей семейной и брачной миграцией, а также по разработке более комплексных интеграционных стратегий в связи с тем, что поселение или, по крайней мере, более длительное пребывание, встречается все чаще как в случае высоко квалифицированных, так и в случае с низко квалифицированными мигрантами.